Как стало известно, переоформить лицензии на нефтегазовые месторождения, а также внести изменения в них теперь станет сложнее. Роснедра расширили перечень документов, которые нефтяные компании должны представлять в ведомство. Нефтяники этим крайне недовольны, по их мнению, новые правила незаконны и создают дополнительные административные барьеры, пишет РБК daily.
В августе все территориальные управления Роснедр получили письма за подписью замруководителя ведомства Игоря Плесовских с перечнем информации, которую необходимо запрашивать у владельца лицензии для подготовки и принятия решений по вопросам, касающимся внесения изменений и дополнений в лицензии и их переоформления. Дополнительные требования создадут новые бюрократические барьеры, считают в ряде крупных нефтяных компаний.
Отстаивает позицию нефтяников в этом вопросе консалтинговая компания «Дельта Индустрия» (г. Южно-Сахалинск). От их имени компания обратилась к генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой отменить установленные Роснедрами требования. В письме от 4 сентября компания указывает, что Игорь Плесовских «грубо нарушил требования законодательства, превысил свои полномочия». «Требования, на наш взгляд, выходят за рамки полномочий агентства», — указано в письме. Сейчас порядок переоформления и внесения изменений в лицензии определен законом «О недрах» и административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды №315 от 29 сентября 2009 года. В этих документах содержится исчерпывающий перечень требований.
Источник, близкий к «Дельта Индустрии», сообщил, что с аналогичной просьбой компания обратилась к вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Пресс-секретарь Аркадия Дворковича Алия Самигуллина подтвердила получение письма. «Документ находится в работе», — сказала она.
Неофициально в нефтяных компаниях говорят, что проблема с усложнением лицензирования существует. По словам одного из собеседников, сейчас на прохождение всех процедур от сбора документов до получения лицензии уходит до трех-четырех месяцев. Новая процедура может удлинить этот срок в два раза и более.
Роснедра на запрос не ответили. В Минприроды не смогли оперативно прокомментировать проблему. Представители «Роснефти», «Газпром нефти» и ТНК-ВР от комментариев отказались. В ЛУКОЙЛе подчеркнули, что перечень документов, которые необходимы для подачи в Роснедра, прописан законодательно. «На практике их количество может немного изменяться. Но если документов станет больше, компании будет сложнее их собирать и предоставлять в ведомство. Хотелось бы упростить и упорядочить этот процесс», — говорит представитель ЛУКОЙЛа. В «Башнефти» отметили, что компания пока не сталкивалась с проблемами при оформлении лицензий по новым правилам. Но не исключено, что из-за дополнительных требований получение уточненной лицензии на месторождения им. Требса и им. Титова СП «Башнефти» и ЛУКОЙЛа может затянуться. Впрочем, в конце августа источник, близкий к СП, говорил, что Роснедра уже практически завершили корректировку условий лицензии.
Действия Роснедр — очередная попытка усложнения процедур оформления лицензии, которая носит бюрократический характер, считает аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. У компаний сотни лицензий, которые иногда приходится переоформлять, например, в связи с изменением статуса лицензии (с геологоразведочной на сквозную), продлением срока действия лицензии и т.д. «В России, к сожалению, не создан механизм торговли лицензиями. Все делается по разрешению госорганов, а возможность по переуступке лицензии носит ограниченный характер», — говорит аналитик.
По его мнению, любые попытки что-то добавить и усложнить делают систему лицензирования еще более громоздкой, а упрощение этой процедуры позволило бы компаниям ускоренно получать лицензии и разрабатывать месторождения.
С другой стороны, позицию Роснедр тоже можно понять. «Сейчас наблюдается сплошное несоответствие проектных документов фактическому положению дел на месторождениях. В результате возникает недоверие к нефтяникам», — добавил г-н Нестеров.
|